пятница, 27 апреля 2018 г.


Веденеев Рудольф — недооценённый художник. Некролог.

Ещё Н.В. Гоголь в «Портрете» отметил деление художников на хороших и преуспевающих. У хорошего художника печать его судьбы делает оттиск в творчестве. Преуспевающий художник старается сделать оттиск из ходячего блуда своих благодетелей. Не был он преуспевающим.
Не за свои — за грехи всего русского народа отмучился несколько лет в лагерях Рудольф. Побывав в аду, пытался картинами, скульптурами рассказать о нём, пытался рассказать о падении русского народа на дно пороков, дно пропасти, но не до того было беспечным русским: мало кому интересны мучения каких-то безымянных каторжан, какого-то периферийного художника.
Не поставила власть на нём печать бездаря: печать народного, заслуженного, почётного, с наградами за подхалимство, за восхваления русского «патриотизма», за возвышение великих «свершений» и «побед»: проклятье судьбы и язвы народного уродства мешали художнику занять высокое и доходное место в обществе.
Судьба выработала в нём понятия справедливости, которые делили людей на плохих и хороших: лагерь сделал размежевание и он принёс его на свободу. Не понимал он демократии, не стремился её утверждать, - справедливость для него была превыше закона.
Был он реалистом своего горизонта, тема русского падения чувств, души донимала, пытала и жгла. Он мог бы составить гордость земли пермской, но
не были его старания угодны властителям края: немного он сумел сделать, немного оставил после себя: работа не находила оплаты даже на простое проживание. Большинство работ так и осталось в его мастерской никому не нужными. Русский народ ещё не созрел для того, чтобы понимать и принимать индивидуальность человека, художника как великую ценность.
Необходимо сделать всё, чтобы наследство его не пропало, чтобы осталось далёким потомкам: надо уметь ценить работу своих соотечественников глазами потомства. Его работа «Памяти жертв репрессий» должна послужить эскизом к большой монументальной скульптуре какого-либо значительного места в пермском крае. Величина её должна быть не менее высоты - громадной и глупой - буквы «П», которая стоит у вокзала. Вторая значительная работа - «Гильотина двадцатого века» - достойна воспроизводства в большой скульптуре на памятном месте в пермском крае. Места скульптур станут самыми видными, запоминающимися и посещаемыми туристами, - не менее значимыми мест Перми Великой. Пермь пополнится современными произведениями искусства, по значимости равными важным произведениям России, важными для человечества, которми Пермь не богата. Пермь заимеет своё лицо, которое пока ещё внятно не определилось.
Недолго будет находиться на том свете в чистилище художник, - если попадёт в чистилище, - Господь зачтёт страдания и поднимет его в верхние слои просветления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий