суббота, 4 августа 2018 г.


Л. Н. Гумилёв и физика природы общества.
Ключевые слова: Консорция. Общество. Пульсация. Этногенез. Этнос.

1. Пульсация общества, этногенез Л. Гумилёва, история России.

Этапы генезиса этноса Л.Гумилёва разительно напоминает пульсацию общества, но оба явления — не аналогичны: фигура генезиса и пульсации — одна. Разница лишь в количестве времени протекания процессов. Генезис этноса включает в себя несколько сменяющих друг друга обществ, тогда как одно общество рассматривается всего одним ударом пульса. Но процессы, происходящие там и там — одни и те же. Понятие пульсации общества позволило увидеть этногенез не на прямой линии прошлое-настоящее-будущее, как его знал Л. Гумилёв, а представить этногенез сферой, которая пульсирует (колебательные движения этноса - по Л. Гумилёву), повторяясь от общества к обществу. Л. Гумилёв разложил всеобщее явление пульсации природы по конфигурации этногенеза стадиями (фазами) и неожиданно набрёл на сферу — попал на место двух явлений одного процесса природы.

Генезис этноса идёт по прямой линии, которая выпрямляет сферу у пульсации общества. Но этногенез и пульсация сферы - одно явление, инобытие друг друга. События на прямой линии - прошлое-настоящее-будущее — наполняют этногенез и сферу случайностями фактов истории с причинно-следственными связями: этногенез и сфера ставят случайностям жёсткие границы, в которых случайности исторических событий получают необходимость: случайности исторических фактов этногенез и сферу превращают в одно.
Пульсация — это сфера, которая подвижна сменой видов раскола общества, - горизонтального на вертикальный - но пульсация протекает прямолинейной фигурой этногенеза во времени. Пульс общества — это виды расколов общества, этногенез — это стадии перехода из одной в другую. Пульсация есть живое биение этногенеза, этногенез — это недвижные стадии живой пульсации общества.
В нижней схеме тремя вертикальными столбцами произведено сравнение: пульсации общества - с генезисом этноса Л. Гумилёва и - с реалиями фактов истории России, которые укладываются в один удар пульса одного общества. Столбцы сравнения расположены в ряд слева направо - от всеобщего к частному: удар пульса и этногенез есть всеобщее истории России, а кусок из истории России есть частный случай этногенеза и пульсации общества.


Схема. Сравнение алгоритмов: удара пульса, рождения этноса по Л.Гумилёву, истории России 1917г — 1991 годы.
Удар пульса Рождение этноса по Россия -
общества теории Л.Гумиёва 1917г - 1991 год
1. Непримиримость Столкновение Борьба партий.
социальных осколков этносов Борьба классов
противоречий
2. Сеть. Разрушение Инкубационный период Разрушение
социальных групп пассионарного толчка. классов.

3. Консенсус. Пассионарный толчок. «Конец войне!».
Окончание удара Приходит консенсус
пульса. Начало при Николае-2
нового удара и при Временном
пульса общества. Правительстве.
Единство
пассионариев.
4. Формирование, Появление консорции, Рождение Советов,
зарождение общества. новых групп общества. новой элиты и
Формирование новых новых низов. социальных групп Образование СССР 5. Противостояние Акматическая фаза. 70 лет советской
«верхи-низы» Надлом. Инерция. власти
6. Раскол общества Обскурация Революция 1991 «через все классы» года
7. Социальные Мемориальная фаза Тоска по СССР
противоречия (накладывается на (накладывается на
социальные противоречия) революцию)

Все семь пунктов сравнения у схемы требуют пояснения.
1. Непримиримость социальных противоречий.
При них общество лишено энергии, соединения, не способно быть целым.
Непримиримые социальные противоречия между социальными группами в обществе - это осколки этносов у Л. Гумилёва. Разнообразие людских групп, ландшафтные столкновения — господствующий императив у Л. Гумилёва для зачатия этноса. Разнообразие, противоречия - исходное состояние как перед началом удара пульса общества, так и перед зачатием этноса. Они показывают исключительную ситуацию и в обществе (здесь — в русском) и на руинах этносов перед новым ударом пульса: общество может исчезнуть или начать соединение на новом ритме, а из руин может возникнуть или нет этнос. Л.Гумилёв видит этот период предвестником пассионарного толчка. Удар пульса (пассионарный толчок) начинается с непримиримости социальных противоречий, с ландшафтного или этнического разнообразия. Противоречия указывают на то, что общество, или этнос готовятся к обновлению.
2. Сеть. Разрушение социальных групп.
С разрушением социальных групп в обществе образуется сеть. Л.Гумилёв этот процесс видит у этноса инкубационным периодом пассионарного толчка, когда в регионах остаются одни «этнические руины». В России 1917 года социальные противоречия вылились в такую острую борьбу партий и людей между собой, что социальные образования, не выдержав столкновений, стали разрушаться. В России 1917 году развалилось государство: прекратил биться старый удар пульса.
3. Консенсус. Окончание старого удара пульса, начало нового удара пульса общества.
Группы людей, социальные образования, расчленённые на мелкие элементы, субстраты, конфликтуя, легче собираются в новые связи. Соединяются элементы наиболее податливые к изменениям: из людей образуется единство новых образований, происходит зарождение одинаковых ритмов «полей биофизических колебаний» (Л.Гумилёв) - энергия их возрастает за счёт появления консенсуса членов общества, единства консорции.
Цитата: «реакция синтеза идёт... когда первичные компоненты, этнические субстраты теряют на миг структуру и вновь кристаллизуются в небывалых дотоле сочетаниях».  [1,с. 314 ]. Историк, говоря про этнос, отмечает последний миг пульсации старого общества (и у общества, и у этноса), в котором разрушаются остатки старых социальных групп, в обществе возникает группа людей, имеющих нечто одно у всех, которую Л.Гумилёв назвал консорцией. Существуя сначала разрозненно, эти люди находят друг друга, имея что-то общее, которое их соединяет, - один ритм разрозненных биоэнергий. Один ритм на всех делает пассионариев консорцией: консенсус общества зарождается на одном биосферном ритме энергии пассионариев. Один ритм на всех пассионариев — это единство пассионариев, которое сильнее разрозненных биоритмов многочисленных членов общества и он, ритм, заражает пассионарностью всё общество.
Группы не податливые к изменениям, не меняя своих ритмов «полей биофизических колебаний», накладываясь друг на друга, теряют и гасят в столкновениях энергию. Из них образуется «этнический субстрат» для консорции. Старый удар пульса заканчивается, консорция внедряет в субстрат новый удар пульса. Возникает пассионарный толчок - пусковой момент этногенеза или момент возрождения общества. Господствующий императив этноса у Л. Гумилёва: «надо исправить мир, ибо он плох!» - есть господствующий императив у общества России в 1917 году.
В России 1917 года при Николае-2 и при Временном правительстве все слои общества бурлят реакцией войны. «Нет войне!» становится объединяющим фактором общества, консенсусом общества, - основой появления социальной консорции.
Есть два вида руин и консорций: социальные руины, социальные консорции - и этнические руины, этнические консорции. Социальные руины образуются из социальных образований, от сгнившего общества, этнические руины образуются из бывших этносов, от сгнивших этносов. На социальные руины энергия космоса не доходит, социальные руины зажигаются энергией Земли, создающей социальные консорции. Этнические руины начинают конфликтовать от энергии космоса, создавая этнические консорции. Однако на генезис общества и этноса разность энергий не влияет: ступени генезиса там и там одни и те же.
Столкновения социальных групп, неразрешимость противоречий между социальными группами созданы энергией Земли — не энергией космоса. У какой-то части общества завязывается консенсус: у новообразованной части возникает один ритмический пульс на всех её членов, - появляется социальная консорция. Фактор развалин социума, конфликт развалин завершается возникновением социальной консорции.
Один ритм на всех в консорции порождает единство пассионариев, которое исходит энергией консорции. Единство (пассионариев) вторгается свежей силой, которая подчиняет себе консервативные развалины общества. Не лучи из космоса, не энергия Земли являются причиной появления ритма общества, а местная земная энергия единства — энергия единства пассионариев. Лучи космоса или земная энергия дают толчок к реакции в субстрате, к появлению из субстрата консорциии, к единству, а из единства высекается энергия этнической консорции и социальной консорции и - энергия будущего общества или этноса. Единство пассионариев — источник пассионарной энергии, источник появления энергии этноса. Энергия единства не прилетает механически лучами из космоса, или энергией из-под Земли, а действует всеобщим физическим основанием единого - во всех уголках Вселенной.
«Необходимость сопротивляться окружению заставляет их (пассионариев) объединяться и действовать согласно; так возникает первичная консорция, быстро обретающая те или иные социальные формы».  [1, с.288].Необходимость сопротивляться окружению сообща и есть та энергия, которую увидел, но не сумел оценить Л. Гумилёв, энергия, возникшая от консенсуса пассионариев, т.е. от единства. Единое всегда излучает энергию, чего невозможно увидеть методом эмпирики, - Л. Гумилёв везде спотыкался о энергию единого и не признавал её. Через единое консорции - повелевает энергия Вселенной: конфликт развалин, завязанный космосом, или Землёй, обретая консенсус, сплавляет пассионариев в консорцию. Единство консорции даёт энергию, а энергия обратно созидает единство — зависимость элементов бесконечности: Вселенная действует через местные земные факторы.
Общества сменяют друг друга, но для обществ из космоса энергетического удара Л. Гумилёв не отмечает, однако процессы зарождения этноса и общества — одни и те же: пульсация.

4. Формирование, зарождение нового общества. Формирование новых социальных групп.
Энергия единства социальной консорции, новый ритм консорции собирает из руин новый социум, новое общество, формирует новые общественные группы, новые социальные отношения — В России 1917 года советы стали социальными консорциями, но при иных обстоятельствах могли образоваться и другие консорции иных ритмов. Произошла бы борьба консорций разных ритмов и победившая навязала бы свой ритм обществу. Ситуация характерна и для возрождения общества и для формирования этноса. Россия 1917 года: возникает новая элита общества и другие низы общества. Затем из элиты и новых социальных групп образуется СССР. - новое государство. Возрождается общество, в обществе возобновляется следующий удар пульса. Весь процесс происходит при образовании новых социальных групп, но энергию процессу поставляет Земля, - кремнесфера.
. 5. Противостояние «верхи-низы».
При возобновлении пульсации общество впадает в раскол «верхи-низы», - это акматическая фаза этноса, надлом и инерция по теории Л.Гумилёва. Россия переживает спокойный 70 - летний период советской власти: время устойчивого инерционного состояния общества - и этноса.
6. Раскол общества «через все классы».
Раскол «верхи-низы», - подчиняясь пульсации общества, (ибо без пульсации общество погибает), - сменяется на раскол общества «через все классы». Смена одного вида раскола на другой, преображает общество, не потерявшего целостности. У этноса Л.Гумилёв раскол через все классы называет обскурацией этноса. Обскурация — причина неустойчивости общества, при котором разрушаются все социальные слои, а в этносе разрушается сам этнос. В России при расколе общества через все классы в конце 20 века форма обскурации этноса энергией Земли — не энергией космоса - произвела революцию 1991года.
7. Социальные противоречия. Мемориальная фаза.
Следующий удар пульса в обществе готовится заново при неустранимых социальных противоречиях. Противоречия сопутствуют обществу, которое не исчезло совсем при обскурации этноса. Исчезающее общество у Л. Гумилёва отмечается мемориальной фазой этноса — время, период умирания этноса, когда у него остаются лишь одни воспоминания о величии этноса: единства этноса нет, его ритм угас, энергия не возобновляется.
У сохраняющегося общества мемориальная фаза существует одновременно с социальными противоречиями, накладываясь на них. В России 1991 года при расколе общества через все классы у людей отмечается болезненная тоска по величию исчезнувшего СССР, которая наложилась на революцию 1991 года: социальные противоречия и мемориальная фаза общества наложились друг на друга.
Сравнение в гипотезе производилось между обществом, которое имеет один удар пульса и этносом, который имеет несколько ударов пульса, но фазы этногенеза там и там одни и те же: Л. Гумилёв генезисом этноса очертил общую конфигурацию истории, которая у меня показана одним ударом пульса общества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий